автономного округа – Югры
комплексный центр
социального обслуживания
населения»
Общественные отношения, возникающие в образовательной сфере, также имеют правовое регулирование. Содержанием правоотношений являются права и обязанности его сторон. Данный материал подготовлен с целью ознакомления с общими положениями об ответственности в области образования.
Отправной точкой для рассмотрения вопроса является статья 63 Семейного кодекса РФ «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей», в пункте 1 которой говорится о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Далее это положение развивается: родители несут ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Также родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Пункт 2 говорит, что родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Также за родителями остается право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей для получения ими основного общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» уточняет данные вопросы в статье 44. В ней делается акцент на том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся детей в воспитании, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Права родителей несовершеннолетних обучающихся
Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1. Выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии), формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2. Дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей), с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3. Знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4. Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5. Защищать права и интересы обучающихся;
6. Получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7. Принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8. Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
В то же время, как было отмечено ранее, наряду с правами устанавливаются и обязанности родителей:
· обеспечить получение детьми общего образования;
· соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
· уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Что делать, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей?
Родители, являясь законными представителями несовершеннолетних обучающихся, самостоятельно или через своих представителей вправе:
1. Направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении дисциплинарных взысканий к работникам указанных организаций, нарушающих и (или) ущемляющих права несовершеннолетних обучающихся, их родителей (или их законных представителей). Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением несовершеннолетних обучающихся и их родителей (или их законных представителей);
2. Обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе, по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
3. Использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
Составляя ту или иную жалобу или обращение, родителям необходимо иметь представление о том, какие обязанности и ответственность существует у педагогических работников.
Права и обязанности педагогических работников
Педагогические работники обязаны:
1. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2. Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3. Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4. Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру и здорового образа жизни;
5. Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6. Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7. Систематически повышать свой профессиональный уровень;
8. Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
9. Проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10. Проходить в установленном законом порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11. Соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
Также очень важно отметить, что педагогическим работникам категорически запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений, либо отказу от них. Для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство, либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии. В том числе, посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Дорогие родители! Вашему вниманию был представлен краткий обзор прав и обязанностей в сфере образования, который дает общее представление по данной тематике. Описанные права и обязанности имеют базовый характер, прочие документы должны неукоснительно соответствовать им и всячески развивать их.
Социальный педагог ОПППСиД
Давыденко Мария Александровна
Контактная информацияАдрес: гп. Пойковский, 3 мкр., д. 47
Схема проезда и прохода к зданию
|
Режим работы Понедельник – с 9.00 до 18.00 Вторник – пятница с 9.00 до 17.00 Суббота, воскресенье - выходной Перерыв – с 13.00 до 14.00 Отделение-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов работает круглосуточно, без выходных Порядок предоставления социальных услуг: • Отделения психологической помощи гражданам • Отделения социального сопровождения граждан • Филиала п. Каркатеевы понедельник-воскресенье: с 09.00 до 21.00 |
Директор:Елизарьева Елена Михайловна8(3463)20-09-60Часы приема:Вторник 14:00 — 17:00
|
Заместитель директора:Гущо Ольга Владимировна8(3463)20-09-61 |
Заместитель директора:Госедло Марьяна Николаевна8(3463)215863 |