Вы здесь

Сущность и последствия насилия в семье

Памятка  родителям

Материал  подготовлен

Департаментом образования и

молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры

 

Сущность и последствия насилия в семье

 

1.1. Факторы риска насилия и жестокого обращения с детьми

            Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого. Ребенок в общении с взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами деятельности, отношений, способами поведения, приобретает жизненный опыт, учится быть человеком. Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка в семье, а также в детском саду, школе, в обществе в целом.

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной их которых является насилие и жестокое обращение с детьми. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост жертв среди детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения. Причины скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, усилении влияния псевдокультур, изменениях ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Распространенность случаев насилия над детьми, по результатам исследований разных авторов, составляет от 3% до 30% от общего количества детского населения, данная статистика считает эту проблему актуальной как для современного мира в целом, так и для современной России. Выделяют две основные группы факторов, приводящих к насилию.

            К первой группе относят особенности общества, в котором проявляется насилие: характер социально-экономической формации, уровень безработицы, бедность, наличие гражданских войн и локальных военных действий, уровень преступности, слабость законов, отсутствие целостной и действенной системы защиты детей, а также установок общества с точки зрения терпимости к насилию по отношению к детям, убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания .

            Вторая группа причин насилия над детьми связана с особенностями семьи и характером семейных отношений, в которых воспитывается ребенок.

Социализация детей в современной российской семье сопровождается изменением ее структуры, стиля родительско - детских отношений, ростом конфликтов. Многие конфликты имеют ярко выраженный насильственный характер. Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника.

Всякое насилие приводит к чувству ожидания опасности или беспокойства. Дети и подростки, которые испытали насилие, чувствуют боль, страх, бессилие, испуг и замешательство, смущение стыд, они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себя соучастникам или виновниками.

            Источником насилия выступают следующие семьи:

1. Семьи с условиями неправильного, неадекватного психофизическим или личностным возможностям ребенка стиля воспитательных и внутрисемейных отношений (эмоциональном отвержении ребенка, хронические разнонаправленные со стороны родителей конфликтные отношения, гиперопека или гипоопека, сохраняющаяся вера в воспитательный потенциал физических наказаний, отсутствие прародительской семьи);

2.  Нестабильная (полная, неполная) семья с ситуацией развода, длительным раздельным от родителей проживанием детей;

3. Асоциальная, дезорганизованная семья с систематической алкоголизацией и наркотизацией, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей и старших членов семьи, проявлениями немотивированной семейной жестокости .

            В таких семьях насильниками выступают близкие и хорошо знакомые ребенку люди: родители, отчим/мачеха, старшие братья и сестры. Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого члена ее семьи. Многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению.

            К факторам жестокого обращения родителей с детьми, по мнению многих исследователей, относятся:

  • Признаки асоциальной личности с психопатическими чертами и аффективной возбудимостью, алкоголизм, криминальность;
  • Незрелость родителей, их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;
  • Низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы;
  • Потребность родителей в абсолютной власти над ребенком;
  • Жесткие моральные нормы и упрямство родителей;
  • Одиночество и плохое здоровье матери.

            К группе риска по жестокому обращению и насилию можно отнести следующих несовершеннолетних:

  • Детей, проживающих в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;
  • Детей (социальные сироты), оставшихся без попечения одного или обоих родителей в связи с лишением их родителей родительских прав и находящихся на государственном интернатом обеспечении или под опекой лиц, которые не в состоянии в полной мере обеспечить жизненно необходимые потребности детей в их физическом и психосоциальном развитии;
  • Детей с асоциальным (криминальным) поведением, не достигших возраста уголовной ответственности и нуждающихся в принудительных мерах воспитательного воздействия;
  • Детей, находящихся в особо трудных условиях (в семьях беженцев, переселенцев, безработных, одиноких несовершеннолетних матерей).

            Дети с психическими и физическими недостатками подвергаются прямой дискриминации при включении в социальную среду. Школьная среда, переживающая нарастающую дифференциацию программ и внедрение элитарных форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства близких людей.

            Наибольшее количество насилия совершается в отношении детей и молодежи. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенностями подростков: меньшей физической силой, большей психологической уязвимостью, социальной и моральной зависимостью от взрослого.

Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная изоляция, социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества.  Человека, совершившего насилие, отличает потребность доминирования над окружающими, а способом подчинения себе является жестокость.

            Общие представления о физическом насилии над детьми.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физических наказаний – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Физическое насилие может осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

            Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. Физическое насилие может проявляться в виде совершения действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка: родители выгоняют ребенка в мороз на улицу без теплой одежды; раздевают маленького ребенка и растворяют настежь двери и окна в доме; запирают на длительное время, лишая еды и питья, и т.д. Кроме того, к физическому насилию можно отнести такие действия, как грубое нарушение необходимого режима: например, ребенка часто будят ночью, заставляя выполнять какие-либо приказы и др.

            Физическое насилие – одна из самых распространенных форм насилия над детьми. Среди основных причин, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указываются следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и т.п. Каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Дети с которыми так обращаются, лишены неоценимого чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка. Ребенок, подвергшийся физическому насилию, получает информацию от значимых для него людей (и прежде всего, на невербальном уровне) о том, что:

  • Люди, которые меня больше всего любят, - это те, которые меня бьют;
  • У меня есть право бить других членов семьи;
  • Я могу применять физическое насилие, когда другие методы воздействия не действуют.

            Особенности взрослых, использующих физическое насилие над ребенком. У взрослых, использующих физическое над ребенком, можно выявить психологические и поведенческие особенности, с высокой долей вероятности будут указывать на факт совершения физического насилия или риск совершения насильственных действий в будущем. Эти взрослые, как правило, отличаются следующими особенностями:

  • Убеждены в пользе физических наказаний;
  • У них отсутствует эмоциональный контакт с ребенком;
  • Сообщают о высоком уровне нарушений поведения ребенком, что часто объективно не подтверждается;
  • Хуже осознают положительное в поведении ребенка;
  • Демонстрируют нереалистичные и преждевременные ожидания от ребенка;
  • Демонстрируют трудности в разграничении серьезности разных поступков;
  • В отношениях с ребенком мало используют положительные взаимодействия;
  • Нередко, обращаясь к врачу или другому специалисту по поводу ребенка, переводят разговор на себя, на свои проблемы;
  • Отказ родителя от медицинской помощи, необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за помощью в медицинское учреждение;
  • Противоречивые показания о происхождении повреждений или история несовместимая с физическими травмами;
  • Часто повторяющаяся госпитализация ребенка в различных учреждениях для лечения травм или получение повторных подозрительных травм;
  • Родители переносят ответственность за травму на других лиц;
  • Родители объясняют, что ребенок сам виновен в полученных повреждениях.

Работа с родителями является наиболее сложной частью работы со случаями насилия.

Однако без этого помощь ребенку оказывается неэффективной или даже может пойти ему во вред.

            Общие представления о сексуальном насилии над детьми.

 Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам и является международной проблемой.

  • В сексуально-порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие.

            Психологические и поведенческие особенности взрослых, совершающих сексуальное насилие над детьми. Существует множество трюков, способов, заманиваний и стратегий, которые использует преступник, чтобы совершить акт насилия по отношению к детям. Сначала взрослый пытается создать условия, чтобы остаться наедине с ребенком, вначале это может быть случайно, затем насильник стремится повторить ситуацию. Главная цель насильника на этом этапе – расположить к себе ребенка и убедить его в том, что ничего необычного в их отношениях нет. Он обычно говорит ребенку: «Это будет игра», «Обычно взрослые делают это со своими детьми», «Я буду тебя учить сексу». Постепенно насильник подводит к тому, чтобы ребенок воспринимал это как нечто естественное. Процесс развивается по нарастающей: от невинных прикосновений – к ласкам интимного характера, затем интимные ласки переходят в половой акт.

            В соответствии с мотивацией сексуального акта выделяется несколько типов преступников: ситуативных насильников и насильников, имеющих определенные предпочтения.

            Ситуативных насильников разделяют на несколько типов:

  1. Регрессивные. Они отличаются низким уровнем собственного достоинства, а также низкой способностью контролировать импульсы. По этим причинам в условиях доступности собственных детей власть над ними провоцирует их к совершению насилия.
  2. Морально неразборчивые. Они жестоко обращаются со всеми близкими людьми, кто находится в их власти и зависимы от них: женой, родственниками, друзьями, подчиненными. Объектом насилия также становится ребенок, при этом насильник принуждает вступать с ним в сексуальный контакт, используя физическую силу.
  3. Сексуально неразборчивые. Это люди, для которых не существует границ и правил удовлетворения собственных сексуальных потребностей.
  4. Неадекватные. К этому типу относят социопатов - людей, социально не вписывающихся в рамки общества, для которых дети не имеют никакой ценности, и посему они считают себя вправе делать с ними все, что захотят.
  5. Предпочитающие (детей) – это исключительно те, чья сексуальная ориентация направлена на детей, то есть педофилы.

Предпочитающих насильников разделяют на следующие типы:

  1. Соблазнители. Они умеют находить контакт с ребенком, общаться с ним, слушать, разговаривать, устанавливать с ним партнерские отношения. Вовлечение в сексуальные действия происходит постепенно, сопровождается проявлением внимания по отношению к ребенку, ухаживанием и дарением подарков.
  2. Интроверты. Этот тип не обладает такими же навыками общения и обольщения, как соблазнитель, поэтому установление длительного контакта с ребенком, позволяющего вступать в сексуальные отношения, для него непростая задача. В связи с этим сексуальный опыт кратковремен и нередко сопровождается физическим насилием.
  3. Садисты. В этих случаях сексуальные действия сопряжены с потребностью причинять боль, вплоть до убийства.

Общие представления об эмоциональном (психическом) насилии над детьми.

            Эмоциональное (психическое) насилие – это периодическое постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характер или  нарушению психического развития.

            Эмоциональное насилие может выражаться в постоянном или периодическом словесном оскорблении ребенка, обвинения в адрес ребенка (брань, крики), в виде угроз со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, принижении его успехов, унижении его человеческого достоинства, запугивании ребенка, совершении в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям, похищении ребенка.

            К данному виду насилия относятся ложь, обман ребенка, постоянное невыполнение своих обещаний со стороны родителей, предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям. Отвержение ребенка, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, негативное оценивание, акцентирование внимания исключительно на отрицательных чертах характера ребенка, фрустрация основных нужд и потребностей ребенка: длительное лишение ребенка любви, нежности, забота и безопасности со стороны родителей, принуждение к одиночеству.

            Очень важно рассматривать последствия жестокого обращения, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному.

 

Реакция на психологическую травму ребенком в разные возрастные периоды

Возраст

Реакция на психологическую травму

1

Дети  до 3 лет

Характерны страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми.

2

Дошкольники

Тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности. Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, лживость, воровство, жестокость по отношению к взрослым, склонность к поджогам. В поведении: регрессия поведения, отстраненность, агрессия.

3

Дети младшего школьного возраста

Амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, недоверия к миру. Стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущение одиночества, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы и странные пищевые пристрастия.  В поведении: отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо неожиданные разговоры.

4

Дети 9-13 лет

То же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений. В поведении: изоляция, манипулирование другими детьми, противоречивое поведение.

5

Подростки 13-18 лет

Стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности. В поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, непоследовательность и противоречивость поведения, пробы наркотиков и алкоголя.

 

            Последствия жестокого обращения оказывают влияние в целом на психику ребенка, и эти последствия проявляются во взрослой жизни в форме различных злоупотреблений (наркотики, алкоголь, лекарственные препараты) различных нарушений, связанных с неприятием себя. Переживание физического насилия в детстве, а точнее, развитие ребенка в условиях, где насилие является нормой межличностных отношений, часто связывают с уровнем агрессивности, наблюдаемым в дальнейшей жизни.

 

1.2.  Психотравматический синдром (ПТС), как последствия пережитого насилия

            Степень тяжести последствий перенесенного насилия зависит от тяжести самого насилия. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

 

Степень тяжести последствий перенесенного насилия

п/п

Ближайшие последствия

Отдаленные последствия

1

Физические травмы, повреждения

Нарушения физического и психического развития ребенка

2

Рвота

Различные соматические заболевания

3

Головные боли

Личностные и эмоциональные нарушения

4

Потеря сознания

Социальные последствия

5

Кровоизлияния в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут

 

 

6

Острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия.

7

Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева.

8

У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

 

            У жертв насилия проявляется психотравматический синдром (ПТС), присутствуют страхи мучений и смерти, угрозы жизни, последствиями которых является бессонница, ночные кошмары, онемение участков тела и др.[17]

            Выделяют четыре этапа ПТС:

  1. Характеризуется состоянием острого шока или психологического оцепенения, когда человек не осознает, что с ним произошло, проявляет внешнюю заторможенность.
  2. Отрицание. Жертва активно пытается вычеркнуть из памяти все, что с ней произошло. Она не обращается за помощью, не обсуждает драматическое событие с другими.
  3. Стадия острого стресса, состояние глубоко кризиса. На этом этапе впадают в глубокую депрессию, не видят смысла жизни, могут считать себя недостойными радостей.
  4. Функциональное разрешение внутреннего конфликта, вызванного насилием, принятие психотравмирующего опыта, возможность его использовать.

Если нет последнего этапа, симптомы становятся хроническими и меняют представление человека о мире (когнитивный диссонанс).

          Признаками ПТСР являются упорное избегание стимулов: попытки избегать мыслей, чувств или разговоров; попытки избегать деятельности, мест или людей, которые могли бы пробудить воспоминание; заметное уменьшение интереса или участия в значимой ранее деятельности; ощущение отчужденности от других; ощущение мрачного предвидения будущего.

Характерными для ПТСР являются устойчивые симптомы возрастающего напряжения (не наблюдавшиеся до травмы):

  • У ребенка появляются проблемы со сном;
  • Ребенок становится раздражительным;
  • Возникают трудности с концентрацией внимания;
  • Возникают нарушения памяти;
  • Ребенку свойственнагипербдительность;
  • Ребенок становится гиперактивным;
  • Преувеличенная реакция страха.

Фазы развития ПТСР:

  1. Немедленная реакция на травматическое событие – тревожность. Она выражается в острой тревоге, причем ребенок еще не может осознать произошедшее.
  2. Фаза отрицания – возможны бессонница, амнезия, реакции отказа, бесчувственность, лобная расторможенность, соматические симптомы.
  3. Навязчивость. Для нее характерны: испуг, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушение сна.
  4. Прорабатывание и завершение. Ребенок осознает причины произошедшего. Пытается строить планы на будущее

            Возможным последствием посттравматического расстройства может быть возникновение чувства «укороченного будущего», например, ребенок даже в фантазиях и мечтах не может представить себя в качестве взрослого. Жестокое обращение, насилие, пережитое в семье, часто влечет за собой развитие посттравматического стресса.

            Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития. Проявления последствий насилия, хотя и нарушают здоровье и детей и подростков, не имеют четко выраженных симптомов и признаков, по которым можно было бы установить первопричину отклонений. Степень тяжести последствий зависит о тяжести самого насилия. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности и страха его повторения или того, что все узнают о нем.

            Часто дети и подростки, испытавшие насилие, ощущают себя соучастниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмоциональной сферы: необоснованная смена настроения, тревожность, депрессия, которые могут сопровождаться суицидальными попытками. Невротические симптомы соседствуют с нарушениями взаимоотношений с окружающими. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, попытки суицида.

 

  1. Виды насилия и жестокого обращения с детьми

2.1. Физическое насилие и жестокое обращение с ребенком и его последствия

         В  некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Физические насилие может осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

        Физическое насилие включает в себя вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения и утопления ребенка.

         Физическое насилие может проявляться в идее совершения действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка: родители выгоняют ребенка в мороз на улицу без теплой одежды; раздевают маленького ребенка и растворяют настежь двери и окна в доме; запирают на длительное время (в кладовке, в туалете), лишая его еды и питья, и т.д.

         Проведенные исследования позволяют сделать выводы о том, что физическое насилие над детьми достаточно распространено, так как дети находятся в зависимом положении. И, как правило, чем жестче наказываются дети, тем менее они склонны говорить об этом.

Физические последствия таких избиений, как правило, не столь страшны, а психологические не осознаются. Каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый, а частые сопутствующие наказанию утверждения, что это делается «для твоей же пользы», эмоционально не воспринимаются.        Дети, с которыми так обращаются, лишены неоценимого чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка.

              Существуют индикаторы физического насилия над ребенком. Проблема физического насилия по отношению к детям со стороны родителей достаточно редко является непосредственной причиной обращений к каким-либо специалистам. Чаще насилие обнаруживается в процессе работы с другими проблемами: нарушениями поведения, школьной дезадаптации, конфликтами в семье и др. инициаторами обращения в таких случаях обычно выступают, сами дети редко обращаются за помощью. Общими особенностями физического насилия являются следующие особенности родителей:

  • Неспособность родителей справиться с ситуацией;
  • Отсутствие критики к собственным действиям;
  • Повышенная ориентировка на нормативность без попытки понять, что происходит с ребенком.

При выявлении физического насилия по отношению к ребенку помощь ведется в трех направлениях:

  • Медицинская – заживление травм;
  • Психотерапевтическая – и для жертвы, и для насильника;
  • Социальная – разделение насильника и жертвы (хотя бы временно).

При всех случаях выявления физического насилия одной из важнейших задач является диагностика случая и оценка необходимой степени интервенции. Очень важен при этом возраст детей: чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в защите. В качестве медицинских маркеров физического насилия над ребенком выделяют различные виды травм и повреждений (раны, синяки, ушибы, ожоги, сотрясение мозга и т.д.):

  • В разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
  • Разные по времени возникновения;
  • Непонятного происхождения;
  • Имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);
  • Нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность.

Яркими поведенческими и психологическими индикаторами физического насилия над ребенком являются следующие особенности в поведении детей:

  • Малоподвижность, пассивность, слабая эмоциональная реакция (может проявляться, начиная с 6 месяцев);
  • Негативная ориентация на группу детей (настороженность и агрессия на любые изменения в группе);
  • Стеснительность, избегание контактов со сверстниками;
  • Поведение «маленького старичка»;
  • Предпочтение игр только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
  • Агрессия, тревожность в отношениях с другими людьми;
  • Страх взрослых, страх физического контакта;
  • Боязнь идти домой;
  • Повышенная тревога, когда плачут другие дети;
  • Тики, сосание пальцев, раскачивание и др.

В подростковом возрасте поведенческими и психологическими индикаторами физического насилия над ребенком является весь спектр девиантного поведения.

 

2.2. Сексуальное насилие над ребенком и его последствия

         Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам и является международной проблемой. В нашей стране не существует достоверных данных о распространенности насилия над детьми. Долгое время эта тема была закрыта, официальная статистика отсутствует.

          Индикаторы сексуального насилия над ребенком требуют объединенной работы ряда специалистов. Отрицание и недоверие – это нередкие реакции на заявление о сексуальном насилии даже среди профессионалов, психологов, врачей или юристов. Острое понимание проблемы, большая настороженность и готовность рассматривать сексуальное насилие над детьми, как возможность – таковы первые шаги к распознаванию и оказанию помощи потенциальным жертвам. Сексуальное насилие над ребенком, обычно не приводит к физическому повреждению. Это является одной из причин того, что данный тип злоупотребления часто остается необнаруженным.

         Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим изменениям  у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большей мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. Поведенческие изменения для распознавания сексуального насилия:

  1. Наблюдение, сообщения от других людей, регрессивное поведение, особенно у маленьких детей;
  2. Побег из дома – наиболее частая и понятная реакция в случаях инцеста;
  3. Несоответствующее возрастное поведение: присутствует несоответствующее их возрасту понимание половых актов;
  4. Внезапное появление проблем, связанных с сексом: необычная сексуальная активность; сексуальное использование младших детей; чрезмерная мастурбация или мастурбация в общественном месте, несоответствующие возрасту сексуальные игры, промискуитет или чрезмерно соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола; проституция.
  5. Злоупотребление алкоголем или наркотиками для подъема настроения;
  6. Фобии и страхи: боязнь раздеваться; боязнь темноты; боязнь незнакомых, особенно мужчин; страх особых ситуаций или действий (например, ребенок необъяснимо боится выходить их дома или не хочет оставаться дома вечером с приходящей няней, боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком);
  7. Изменения в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, изоляция, уход в себя; депрессия, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; истерическое поведение, враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении со сверстниками, избегание общения с прежними друзьями; отчуждение от братьев и сестер; терроризирование младших детей и сверстников; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); амбивалентные чувства ко взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
  8. Глубокие и быстрые личностные изменения: неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; принятие на себя родительской роли в семье; отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей, вплоть до ухода из дома; суицидальные попытки или мысли;
  9. Проблемы с обучением: резкое изменение успеваемости.
  10. У ребенка может проявляться самоповреждающее поведение, в основе которого могут быть следующие когнитивные искажения:
  11. Потребность в самонаказании, снятии чувства вины: «Я плохой»;
  12. Способ удостовериться, что «живой»;
  13. Способ привлечения внимания к своей беде.
  14. Существует ряд косвенных признаков, позволяющих предположить, что над ребенком совершено сексуальное насилие. Эти признаки могут  проявляться в детских рисунках. Детали рисунка, которые могут быть признаками совершения над ребенком сексуального насилия:
  15. Обнаженный человек;
  16. Путаница в изображении пола или рисунок ребенка другого пола;
  17. Преувеличение отдельных частей тела, например рта, в ситуации, где имел место оральный секс;
  18. Пропущенные части тела;
  19. Трудности в изображении фигуры человека (ребенок может нарисовать животное вместо человека).

           Часто сексуальное злоупотребление ребенком начинается в возрасте 5-9 лет, и, если не происходит никакого вмешательства, может продолжаться годы. Подкупленные или принужденные к молчанию, большинство детей несет эти страшные секреты через всю жизнь.

 

2.3. Эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком и его последствия

            Воздействие психологического насилия на личность имеет самые серьезные травмирующие последствия для ребенка.

            В дошкольном и младшем школьном возрасте последствия эмоционального насилия могут проявляться в задержке физического, речевого развития, задержке роста ребенка; формировании таких личностных особенностей, как импульсивность, взрывчатость, враждебность, агрессивность; формировании вредных привычек (сосание пальцев, вырывание волос).

            Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте способствует развитию неутолимого эмоционального голода, искажает формирующийся образ «Я» ребенка.

            В подростковом возрасте эмоциональное насилие может спровоцировать попытки совершения самоубийства. Последствиями эмоционального насилия могут быть ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева; депрессивные состояния, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность и т.д.

Особенности ребенка вследствие эмоционального насилия

            В числе личностных и поведенческих особенностей ребенка, подвергшегося эмоциональному насилию, выступают следующие критерии:

  • Задержка речевого развития и восприятия;
  • Задержка в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.;
  • Нарушения сна (сокращение, увеличение, прерывистость, однотипные кошмарные  сновидения и др.);
  • Соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.);
  • Агрессия в отношениях со сверстниками и сиблингами;
  • Агрессия в отношении взрослых (учителей, воспитателей и т.д.);
  • Неуважение и недоверие ко взрослым;
  • Демонстрация псевдозрелости и псведонезависимости как защиты;
  • Утрата доверия к миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки;
  • Неумение внутренне почувствовать успех, считает себя незаслуживающим его;
  • Низкая самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.;
  • Внешний локус контроля;
  • Подавленность;
  • Тревожность;
  • Уступчивость, угодливость;
  • Коммуникативная некомпетентность;
  • Склонность к уединению;
  • Аффективно-тревожное восприятие одиночества;
  • Личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские и прочие личностные расстройства);
  • Суицидальные попытки.

Особенности взаимодействия родитель-ребенок при эмоциональном насилии

Со стороны родителя:

  • Доминантность;
  • Аффективность;
  • Непредсказуемость;
  • Непоследовательность;
  • Неадекватность; непринятие.

Со стороны ребенка:

  • Субординированность;
  • Бесчувственность;
  • Ригидность;
  • Безответственность;
  • Неуверенность;
  • Беспомощность;
  • Самоуничижение.

             Эмоциональное насилие практически всегда сопровождается другими видами насилия. Как психологическое насилие можно рассматривать ситуацию, в которой оказывается ребенок в семье с аддиктивным поведением (семьи алкоголиков, наркоманов). У большинства детей, живущих в таких семьях, имеются признаки задержки физического, нервно-психического, речевого развития.

               Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Результатом такой формы родительского отношения выступает хрупкость и проницаемость границ «Я», обесценивание чувств (и утрату способности их выражать) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.

 

2.4. Пренебрежение нуждами ребенка, как одного из видов насилия, и его последствия

            Причинами безразличного отношения к нуждам своих детей могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями в семье и т.д. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят и от социального статуса семьи.

            Пренебрежительным отношением к детям (ПНР) является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. Пренебрежение нуждами ребенка имеет место не только в случае, когда в семье отсутствуют материальные средства, иногда родители или лица, их заменяющие, ведут себя так, злоупотребляя своими правами и пользуясь беззащитностью и зависимым положением ребенка.

            Формы ПНР:

  • Оставление ребенка без присмотра;
  • Непредставление ребенку питания, одежды, жилья;
  • Непредставление медицинской помощи ребенку;
  • Отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
  • Отсутствие возможности получения адекватного образования и др.

В большинстве случаев уже по внешним признакам можно судить, что ребенок воспитывается в атмосфере безразличия и пренебрежения. Он плохо растет, не набирает подходящего веса, так как постоянно голодает, попрошайничает или даже крадет пищу; находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, не опрятен; не получает должной медицинской помощи (нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи и т.д.); не ходит в школу, прогуливает ее. В связи с тем, что часто ребенку некуда идти, он, наоборот, может приходить в школу слишком рано и уходить из нее слишком поздно. У этой категории детей, отмечают повышенную утомляемость, апатичность, различного рода отклонения в поведении, иногда склонность к вандализму.

Основные виды ПНР:

  1. Отказ от ребенка: дети, от которых отказались совсем или на продолжительное время;
  2. Недостаток заботы:
    • Очень маленькие дети, оставленные без присмотра;
    • Дети оставлены под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы заботиться о младших;
    • Дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени, не обращают внимания на то, что они занимаются опасной деятельностью;
  3. Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены:
  • Дети одеты не по погоде, постоянно болеют простудными заболеваниями;
  • Дети с обморожениями или солнечными ожогами, что связано с отсутствием подходящей одежды, ухода и внимания;
  • Сыпь или другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены;
  • Дети постоянно грязные, гигиенически запущенные;
  1. Нехватка медицинской помощи: дети, чьи потребности в медицинской помощи не удовлетворены;
  2. Недостаток соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в школе или вообще не посещают школу;
  3. Недостаток необходимого питания:
  • Дети, которых мало кормят или кормят некачественной пищей;
  • Дети, которые постоянно жалуются на голод, ищут еду в мусорных баках, выпрашивают и т.д.
  • Дети с сильными отставаниями в физическом развитии;
  1. Нехватка необходимого крова:
  • Структурно небезопасное жилье, открытая электрическая сеть и т.д.;
  • Слишком сильное или плохое отопление;
  • Антисанитарные жилищные условия.

          Не все эти показатели в отдельности указывают на пренебрежение нуждами ребенка. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье.

 

3. Организация работы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения

            Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим насилия и жестокость, должна быть направлена на возможно полное устранение их последствий и принятие мер по прекращению насильственных действий.

            Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-терапевтического характера. Выделяют ряд особенностей такого рода помощи:

  • Полное признание основных прав детей и подростков: на жизнь, личную неприкосновенность, защиту и достойное существование;
  • Анонимность и конфиденциальность, повышающие вероятность обращения жертв насилия за помощью.

Для оказания эффективной помощи пострадавшему нужна полная и всеобъемлющая информация о нем и обстоятельствах его жизни.

            Цель психологической помощи жертве насилия состоит в уменьшении отрицательного влияния пережитой им травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реабилитации в обществе.

            Исходя из этих целей, психолог решает следующие тактические задачи:

  • Оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи;
  • Изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;
  • Мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;
  • Осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальнойдезадаптации;
  • Выявляет основные направления дальнейшего развития личности;
  • Привлекает других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшему ребенку.

 

Таблица 1

Диагностические признаки жестокого обращения

Особенности поведения ребенка

 

Особенности поведения взрослых

Психическое (эмоциональное) насилие:

Задержка физического и умственного развития

Нервные тики, энурез

Печальный вид, подавленное настроение

Различные психосоматические заболевания

Беспокойство и тревожность, агрессивность

Нарушения сна, аппетита

Неумение общаться, неуспешность в учении

Склонность к уединению, суициду

Низкая самооценка

Пренебрежение нуждами ребенка:

Утомленный, сонный вид, опухшие веки

Санитарно-гигиеническая запущенность

Низкая масса тела, задержка роста и физического развития

Стремление привлечь к себе внимание любой ценой

Многократная госпитализация

Повторные повреждения, травмы

Кражи пищи, делинквентность

Неизбирательность в контактах

Мастурбация

Регрессивное поведение

Трудности общения и обучения

Агрессивность и импульсивность

 

Нежелание утешить ребенка

Оскорбление, брань, обвинение, унижение ребенка

Критичное отношение к ребенку

Негативная характеристика ребенка

Отождествление ребенка с ненавистными людьми

Перекладывание ответственности на ребенка

Открытая демонстрация нелюбви, ненависти к ребенку

 

Психические заболевания родителей

Критические состояния

Умственная отсталость

Наличие жестокости и насилия в родительской семье

Недостаточный самоконтроль и импульсивность, агрессивность

Нежеланный ребенок

Неполноценный ребенок

«Трудный» ребенок

Сходство с нелюбимым родственником

Нарушения в поведении ребенка

Социально-экономические проблемы семьи

Конфликтность семьи

 

              После выявления случая насилия над ребенком и диагностики проводится психологическое консультирование.  Показания к психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка; их направление родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций; приглашение пострадавшего самим психологом.

            Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.

            В работе с подростками, пострадавшими от насилия,  целесообразно использовать «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных форм психологической помощи. Она обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность подростку прервать контакт, если он нежелателен.

         Роль таких консультантов состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников угрозы, установлении здоровых сохранных сторон личности потерпевшего, выявление круга лиц, которые могли бы его поддержать в критической ситуации.

         Важное место в профилактике насилия занимает деятельность по предупреждению ситуаций насилия. Следует обучать детей и подростков безопасному поведению, усиливать возможности их самозащиты, снимать комплексы неполноценности как основу виктимного поведения. В работе по психопрофилактике насилия над детьми, большая роль отводится работе с родителями. В рекомендациях по обеспечению безопасности детей, родителям необходимо предложить ряд правил поведения с детьми.

            Будьте честны с вашими детьми. Говорите с ними честно, простыми и понятными им словами.

            Попробуйте понять чувства ребенка как можно лучше. Поговорите с ним о своих и его чувствах.

Не позволяйте вашему гневу отражаться на отношениях с ребенком. Контролируйте свои чувства, свои реакции.

            Родители, подумайте, какие отношения у Вас сейчас с вашим ребенком и какие бы отношения Вы хотели выстроить с ним:

  • Я плохой, ты хороший;
  • Я плохой, ты плохой;
  • Я хороший, ты плохой;
  • Я хороший, ты хороший.

             Родители, обратите внимание на следующие моменты, когда Вы общаетесь с ребенком:

  • Как вы сидите или стоите;
  • Каково Ваше положение головы, рук;
  • Каковы Ваши жесты (есть ли в них угроза);
  • Каково Ваше дыхание;
  • Каков Ваш голос, темп речи и тембр;
  • Какова Ваша мимика – выражение лица.

           Проанализировав эти данные, Вы сможете понять, что видит, слышит и чувствует ребенок, который вступает с Вами в контакт.

            Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения.

 

Контактная информация

Адрес: гп. Пойковский, 3 мкр., д. 47
Тел/факс: 8(3463)218267-приемная

priem-NRKCSON@admhmao.ru

 

Схема проезда и прохода к зданию

                   

 

Режим работы

Понедельник – с 9.00 до 18.00

Вторник – пятница с 9.00 до 17.00

Суббота, воскресенье - выходной

Перерыв – с 13.00 до 14.00

Отделение-интернат малой вместимости

для граждан пожилого возраста и инвалидов

 работает круглосуточно, без выходных

Порядок предоставления социальных услуг: 

•      Отделения психологической помощи гражданам

•      Отделения   социального сопровождения граждан

•      Филиала п. Каркатеевы

понедельник-воскресенье: с 09.00 до 21.00

Директор:

Елизарьева Елена Михайловна

8(3463)20-09-60

Часы приема:

Вторник 14:00 — 17:00
Четверг 14:00 — 17:00

Сведения о доходах руководителя

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей

Заместитель директора:

Гущо Ольга Владимировна

8(3463)20-09-61
Часы приема:
Среда 14:00 — 17:00

Заместитель директора:

Госедло Марьяна Николаевна

8(3463)215863
Часы приема:
Среда 14:00 — 17:00

Социальные сети Депсоцразвития Югры:

 

 

  •